Администрация президента готовится создать институт по воздействию на чиновников?

Тема: 

Страна: 

 

Национальный центр законодательства и правовых исследований при Администрации президента (НЦЗПИ) обратился в ОО "Центр по правам человека" с просьбой высказать мнение о том, каким образом создать в Беларуси Институт уполномоченного по правам человека. Рекомендацию по изучению этого вопроса Беларусь получила в мае 2010 года от Совета ООН по правам человека. "18 лет правозащитники в Беларуси пытались достучаться до властей с предложениями создать такой институт, и наконец-то начались подвижки", – говорит председатель Совета ОО "Центр по правам человека" Галина Лёвина.

Письмо от НЦЗПИ правозащитники получили в конце сентября. В нем, в частности, объясняется, почему правозащитников просят высказаться.

"В мае 2010 года в рамках 8-й сессии Рабочей группы по универсальному периодическому обзору Совета ООН по правам человека делегацией Республики Беларусь был представлен национальный доклад по положению с правами человека в Республике Беларусь. <…> В адрес Беларуси делегациями государств – членов ООН были сделаны рекомендации, большая часть которых была одобрена Республикой Беларусь <…>"

Одной из рекомендаций было "изучение возможности создания национального института для защиты прав человека (НУПЧ), аккредитованного Международным координационным комитетом национальных институтов по поощрению и защите прав человека".

"Исходя из анализа иностранного опыта в области создания и организации деятельности НУПЧ, во многих странах мира в настоящее время существуют специальные национальные институты по правам человека, – говорится в письме правозащитникам. – Они представлены в двух основных формах: уполномоченные по правам человека (омбудсмены, народные защитники и т.д.) избираемые (назначаемые) в индивидуальном порядке и специальные коллегиальные органы по правам человека (национальные комиссии, комитеты, институты, центры и т.д.)".

В ОО "Центр по правам человека" приятно удивлены письмом и уже ответили НЦЗПИ.

По словам правозащитников, о введении такой должности обмудсмена и о создании института по правам человека в нашей стране говорится очень давно, но дальше разговоров дело никогда не заходило.

"На данный момент в Беларуси прокурор является главным государственным защитником прав человека. Уполномоченный по правам человека должен, прежде всего, защищать права граждан. Однако Институт уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь не должен стать очередной бюрократической структурой. Он должен быть действительно независим, для него необходимо выделять отдельный бюджет, он должен избираться представительной властью, сам набирать штат и т.д.", – говорит председатель Совета ОО "Центр по правам человека" Галина Лёвина.

Уполномоченный по правам человека также должен быть наделен правом законодательной инициативы в части курируемых направлений деятельности наравне с субъектами, указанными в Конституции Республики Беларусь, добавляет Лёвина.

"Эта функция даст возможность уполномоченному по правам человека воздействовать на чиновников, повысить эффективность разрешения проблем, а также приводить законодательство в соответствии с существующими реалиями и складывающейся практикой. В этом случае чиновники не смогут игнорировать обращения уполномоченного по правам человека, они будут должным образом выполнять просьбы, поручения, рекомендации уполномоченного, а не просто отвечать "отписками".

Целями уполномоченного по правам человека должны быть обеспечение большей открытости и доступности органов власти для граждан и осуществление эффективной работы с органами государственной власти по обращениям граждан.

Сейчас обычному человеку подать в госструктуру жалобу о том, что его права нарушаются, довольно сложно, но с введением Института уполномоченного по правам человека ситуация может измениться, считает Лёвина.

"В регламентации подачи жалобы о нарушении прав не должны предъявляться завышенные требования к содержанию жалобы, так как этого требует процессуальное законодательство. Вследствие этого бывает затруднительно обычному человеку без юридического образования и знаний выразить в процессуально правильном виде, в чем же заключается нарушение его прав? – говорит она. – Данная процедура должна носить упрощенный характер и это даст возможность любому человеку обратиться к уполномоченному".

Правозащитники считают важным и то, что обращение к уполномоченному по правам человека должно носить безвозмездный характер.

"Это позволит более широким слоям населения обращаться к нему. Легкодоступный, необременительный для государственного бюджета институт урегулирования конфликтов и споров позволит поддерживать постоянную связь между государством и гражданским обществом, примирять частные и публичные интересы, преодолевать анонимность власти. Деятельность уполномоченного будет способствовать укреплению чувства уважения к закону, установлению взаимной ответственности государства и личности", - говорится в ответном письме правозащитников.

Что касается модели уполномоченного – единоличной и коллегиальной – то более эффективной будет смешанная модель, считает Лёвина. "Если мы говорим о независимости и объективности, то должно быть содействие в реализации этого вопроса между всеми ветвями власти".

По ее мнению, уполномоченный по правам человека должен быть "арбитром" между государством и гражданином и в случае нарушения прав и интересов гражданина отстаивать позицию последнего. "В своей деятельности уполномоченный должен налаживать диалог между властью и гражданином. Поэтому для Республики Беларусь наиболее эффективной моделью будет комплексное решение этого вопроса, когда уполномоченного по правам человека избирают все три ветви власти".

Лёвина также считает, что есть смысл ввести должность уполномоченного по правам человека в каждой административной единице. "Тогда сам уполномоченный будет ближе к населению и его проблемам, будет знать существующее положение дел в регионе, будет рассматривать жалобы только на подведомственной ему территории и главное – своевременно и быстро решать проблемные ситуации".

Председатель Совета Центра по правам человека также считает, что деятельность уполномоченного должна координироваться на республиканском уровне – коллегиальным органом как, например, в России – координационным советом при уполномоченном по правам человека.

Однако "уполномоченный по правам человека не должен быть, как в России, дополнительным средством защиты. "Он должен стать одним из средств защиты, когда лицо, обратившееся к уполномоченному по правам человека, будет четко знать, что решением таких вопросов занимается именно уполномоченный и никто другой".

В письме от ОО "Центр по правам человека" внимание чиновников обращается на то, что на постсоветском пространстве уполномоченного по правам человека нет только в Республике Беларусь и Туркменистане.

В России первые шаги по установлению института уполномоченного по правам человека были предприняты еще в 1991 году, закон был принят в 1996 году, в Грузии – в 1996 году, в Узбекистане, Молдове, Украине – в 1997 году, в Азербайджане – 2001 году, в Кыргызстане и Казахстане – 2002 год. Принятие специальных законов об уполномоченных по правам человека в странах СНГ происходило в условиях полной перестройки правовой системы ранее существовавшей в СССР, а также адаптации нового института защиты прав человека к современным демократическим преобразованиям.

В то же время член Совета ОО "Центр по правам человека", политолог Сергей Марцелев отмечает, что создание Института уполномоченного по правам человека невозможно до тех пор, пока в белорусских тюрьмах находятся политзаключенные.

"Введение такого института необходимо увязывать с наличием людей, осужденных по политическим мотивам. Освобождение политических заключенных должно стать логичным финалом междувременья президентских и парламентских выборов, иначе мы станем свидетелями очередной серии фарса", - говорит Марцелев.

Политолог также не исключает, что в ближайшее время политзаключённые могут быть отпущены, ведь тому есть предпосылки: недавнее освобождение из тюрьмы Сыромолотова  и Коваленко. "Письмо от НЦЗПИ нам и их освобождение – того же поля ласточка", - считает Марцелев.

Интересно, что письмо, отправленное правозащитникам, датируется 27 сентября 2012 года. Именно в этот день стало известно об освобождении витебского оппозиционера Сергея Коваленко и анархиста Павла Сыромолотова.

Подробнее об институте обмудсмена можно прочитать в материале «Белорусы настолько доверяют государству, что им не нужен обмудсмен?»

Источник: http://news.tut.by/politics/314711.html