Два дня назад в Узбекистане в тюрьму по обвинению в антигосударственной деятельности и религиозном экстремизме попало еще несколько невиновных человек.

Тема: 

Страна: 

Два дня назад в Узбекистане в тюрьму по обвинению в антигосударственной деятельности и религиозном экстремизме попало еще несколько невиновных человек. В общем, как ни прискорбно, подобное случается в этой среднеазиатской стране довольно часто. Правозащитники почти каждый день возвещают о пытках в следственных изоляторах и нечестных судах. Однако этот случай - особенный. Вся вина осужденных состоит в том, что они получили убежище в северной европейской стране Норвегии. Ну, или просто пожили там и поработали некоторое время.
Суд строгий и несправедливый
24 декабря в Узбекистане шестеро мужчин, жителей Ташкента и Ташкентской области, ранее получивших убежище в Норвегии, приговором Ташкентского областного суда по уголовным делам были осуждены к длительным срокам заключения, о чем сообщила Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ).
Подсудимые были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 («Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан»), 244-1 («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку»), 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях»), 246 («Контрабанда») Уголовного кодекса Узбекистана.
Асадулла Рихсиев и Ахмаджон Холиков осуждены на 13 лет лишения свободы, Жахонгир Тожиев, Шухрат Илхомов, Зафар Каримов и Даврон Рахманов получили по 12 лет. Еще трое подсудимых, обвинявшихся по статье 241 («Несообщение о преступлении или его укрывательство»), были амнистированы.
«Обвинительное заключение» было составлено капитаном милиции Главного следственного управления (ГСУ) МВД Д.Курбановым, «согласовано» с заместителями главы ГСУ МВД подполковниками Д.Мирсодиковым и Р.Джураевым, «утверждено» первым заместителем генерального прокурора Узбекистана Ш.Матиевым. Приговор озвучил судья Равшан Хайдаров, перечисляет ИГНПУ.
Опять пытки
Из обвинительного заключения, разместившегося на 43 страницах, следует, что все проходившие по данному уголовному делу люди с 2008 года по апрель 2014 года на законном основании пребывали в городе Осло (Норвегия), где работали, а некоторые подсудимые получили статус беженца и проживали в лагере беженцев. Подсудимые, по мнению обвинителей, вступили в религиозную террористическую организацию «Исламское движение Туркестана», часто собирались вместе и смотрели видеоролики и диски о запрещенных религиозных движениях.
По данным ИГНПУ, все фигуранты дела вернулись в Ташкент в марте-апреле 2014 года, а через три месяца правоохранительные органы под предлогом необходимости дать свидетельские показания по некоему криминальному делу забрали их из дома, обещав отпустить через несколько часов. После доставки их в отделение МВД на каждого было сфабриковано постановление об административном правонарушении, которое с целью получения санкции на арест передано в районный суд по месту проживания. Затем судебные органы, не привлекая свидетелей и адвокатов и не оповестив близких родственников обвиняемых, вынесли определение об аресте задержанных на 15 суток.
Арестованных привезли в следственный изолятор МВД, где под пытками у них выбивали признательные показания. В ходе следствия участвовали исключительно государственные адвокаты, сказал «Фергане» руководитель ИГНПУ, ташкентский правозащитник Сурат Икрамов.
Во время судебного процесса ни один подсудимый не признал вины по предъявленным ему статьям Уголовного кодекса, каждый из них заявил судье, что признательные показания были даны в результате разнообразных пыток - нанесения ударов резиновой дубинкой по ступням, голове и телу, оставления без пищи до шести дней, применения электрошока. Однако судья и государственный обвинитель проигнорировали показания подсудимых. Примечательно, что даже назначенные государством адвокаты заявили, что вина их подзащитных не была доказана, и они намерены подать апелляционную жалобу на приговор.
ИГНПУ напоминает, что 11 декабря 2014 года, когда судебный процесс уже шел, по узбекскому телевидению был показан телефильм «Хиенат ёхуд ватанга қарши ишлатишнинг янги усули» («Предательство, или Новый способ выступить против родины»), в которой подсудимые дают признательные показание на стадии следствия. Согласно заявлениям, прозвучавшим в документальной ленте, «норвежских» узбеков обвиняли также по статье 120 «Бесакалбазлык» («Мужеложство») Уголовного кодекса Узбекистана. Однако ни в обвинительном заключении, ни в ходе судебного процесса обвинение по этой статье не рассматривалось. Наверное, прокуроры посчитали, что это уж будет слишком.

Сами же осужденные заявляют, что не давали показаний на видеокамеру, а видеокадры с их участием сняты скрытой камерой и смонтированы. ИГНПУ также подчеркивает, что ни один из подсудимых не является верующим человеком, не читал намаз, не посещал мечеть и ранее не был каким-либо образом связан с религией (однако в телефильме говорится, что по пятницам эти люди ходили в мечеть).
Подробнее об осужденных
Ранее руководитель базирующейся в Париже Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA) Надежда Атаева опубликовала в своем блоге краткую информацию о каждом из шестерых осужденных.

Слева направо: наверху - Ахмаджон Холиков, Шухрат Илхомов, Зафар Каримов. Внизу – Жахонгир Тожиев, Асадулла Рихсиев, Даврон Рахмонов. Кадр из телефильма «Хиенат»
Рихсиев Асадулла Хайруллаевич, 1986 года рождения, уроженец Ташкента. В 2007 году закончил Ташкентский университет информационных технологий. По словам Рихсиева, озвученным в телефильме «Хиенат», в Норвегию он приехал исключительно для того, чтобы работать и материально помогать родным. Он сказал, что его встретили неизвестные люди и по их совету он обманул норвежскую миграционную службу, чтобы получить статус беженца: сказал, что он гей, а в Уголовном кодексе Узбекистана есть статья 120 «Мужеложство» (наказание — до трех лет лишения свободы). Как утверждают авторы «Хиенат», в Норвегии Рихсиев, как и остальные пятеро человек, вступил в неназванную «религиозную экстремистскую группу». Перед камерой Рихсиев заявил, что в Норвегии он познакомился с иранцем по имени Надин, и тот агитировал его помогать мусульманам, которые борются с «неверными».
Каримов Зафар Салим угли, 1985 года рождения, уроженец Ташкента. Имеет высшее образование. По словам Каримова, в Норвегию он приехал работать. Его встретили неизвестные люди и сказали, что нужно обратиться в миграционную службу и просить статус беженца, чтобы получить разрешение на работу. Они же рекомендовали ему изменить имя.
Рахмонов Даврон Ахролович, 1984 года рождения, уроженец Ташкента. В Норвегию приехал работать. Его встретили неизвестные люди и посоветовали заявить миграционной службе, что в Узбекистане он был картежником, проиграл большую сумму денег, и если вернется, его «посадят на ножи». У него был фальшивый паспорт на чужое имя, и по этому паспорту он отправлял родным заработанные деньги.
Холиков Ахмаджон Мухаммаджанович, 1980 года рождения, уроженец Ташкента. Имеет среднее образование. В Норвегию приехал работать. По совету организаторов приезда он заявил миграционной службе, что в Узбекистане у него нашли 1,2 килограмма наркотиков и ему грозил арест. По словам Холикова, он обманул норвежские власти, чтобы получить бесплатное жилье и право на работу. Когда в Норвегии обнаружили, что у него фальшивый румынский паспорт, его арестовали и через 100 дней депортировали.
Илхомов Шухрат Кодирович, 1977 года рождения, уроженец Ташкента. Женат, двое детей. Имеет среднее образование. Илхомов заявил, что в Норвегию ездил с целью заработать. По совету людей, которые помогли ему поехать в Норвегию, он обманул миграционную службу, объявив себя геем, чтобы ему разрешили остаться в Норвегии и легально работать.
Тожиев Жахонгир Кочкорович, 1984 года рождения, уроженец Ташкента. Женат, имеет двоих детей. Как и другие персонажи фильма, Тожиев приехал в Норвегию для работы. Он обратился за статусом беженца, чтобы получить право легально жить и работать в Норвегии, и был уверен, что в Узбекистане об этом не узнают.
Взгляд из Осло
В конце ноября текущего года, когда о судьбе шестерых узбеков еще ничего не было известно, в крупнейшей газете Норвегии VG, вышла статья под заголовком «Норвежский гражданин взят в заключение в Узбекистане». В ней рассказывалось, что бывший узбекистанец, а ныне гражданин Норвегии Даниэль Андерсен (узбек изменил свое имя и фамилию после принятия гражданства) пропал в Узбекистане и о нем ничего не известно с апреля 2014 года.

http://sarty.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=1441:lr----...