ФСБ пытается депортировать гражданина Таджикистана. На родине его ждут пытки за его оппозиционные взгляды

Тема: 

Страна: 

Гражданин Таджикистана Исмоил Холов перебрался в Ивановскую область в 2011 году. Все члены его многодетной семьи — граждане России: жена Дилафруз, 17-летний сын Изатулло, и три дочери — 15-летние Зухра и Фотима и 9-летняя Рохила.

Семь лет назад Холов получил вид на жительства сроком до 2022 года. В 2018 году МВД аннулировало его со ссылкой на некий служебный документ ФСБ: те написали, что мужчине закрыт въезд в Россию до 2057 года. Решение стало основанием для отказа в получении гражданства России и для принятия решения о депортации. Адвокат сети «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал» Ирина Соколова делала запросы, пытаясь узнать, на каком основании ФСБ вдруг запретила Холову въезд в Россию. Все, что ответила спецслужба, — «запрашиваемые сведения не могут быть представлены».

В 2015 году власти Таджикистана уже пытались заполучить Холова (в иной процессуальной форме — экстрадиции). Они объявили его в международный розыск. Холова задержали в Москве, и полгода, с июня по декабрь, он провел в столичном СИЗО № 4. Российская Генпрокуратура сначала отказалась продлевать срок содержания Холова под стражей, а спустя пару месяцев, уже в 2016 году, и вовсе отказала властям Таджикистана в его выдаче.

На родине в отношении Холова возбудили дело по ч.2 ст.307. Его обвиняют в причастности к оппозиционному движению «Гурухи 24». В октябре 2014 года Верховный суд Таджикистана запретил это движение, признав его «экстремистским». По словам Холова, сейчас власти Таджикистана «всех оппозиционеров будут инициировать с этой группой: проводить показательные процессы, выносить максимальные сроки наказания, применять пытки».

Холов уверен, что и его на родине ждут арест, пытки, выбивание признательных показаний, оговор невинных людей: «Совершенно очевидно, что, в случае моего возвращения, я буду немедленно заключен под стражу, <…> ко мне будут применять пытки и иное недозволенное обращение». Сам Холов заявляет, что не имеет отношения к этому движению, но при этом не скрывает своих взглядов — открыто критикует режим в Таджикистане, называя его «диктаторским» и «вредным для народа».

Поводом для возбуждения в дела, по мнению Холова, стали его высказывания в 2015 году в канале «Новый Таджикистан 2» мобильного приложения Zello. В беседе с ведущим этого канала он заявил, что «нормально жить в Таджикистане невозможно, так как 23 года республикой руководит Эмомали Рахмон. В Таджикистане нет света, насильно заставляют брить бороду, снимать хиджаб. Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, не разрешено ходить в мечеть, а до 35 лет запрещено ездить в Мекку и Медину (закрытые для немусульман города, — прим. ред.)».

Холов, пытаясь оспорить аннулирование вида на жительства, обращался во Фрунзенский районный суд Иваново и Ивановский областной суд. Везде отказали. Отправлена кассация в Верховный суд.

Решение о депортации оспорено в Фрунзенском райсуде, также получен отказ, подана апелляция в Ивановский облсуд. Действие решения о депортации приостановлено до вступления в законную силу решения суда.

Оспорено и решение ФСБ о запрете въезда в Россию. Ивановский облсуд в закрытом судебном заседании рассмотрел дело и тоже отказал в удовлетворении иска. Суд пришел к выводу, что:

«Решение вопроса о том, представляет ли деятельность иностранного гражданина, в отношении которого принимается решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, угрозу безопасности государства или нет, относится к компетенции должностных лиц органов безопасности <…> Суд не вправе проверять целесообразность оспариваемого решения, принятого ФСБ РФ в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной действующим законодательством».

Как отметила Соколова, суд фактически признал «неограниченное право ФСБ принимать любые решения по своему усмотрению». В ФСБ на все вопросы о причинах запрета на въезд ссылаются на государственную тайну.

Решение Ивановского облсуда было обжаловано в Верховном суде России, 9 августа он оставил решение первой инстанции без изменений. Готовится жалоба в ЕСПЧ. Адвокат заявляет о нарушении ФСБ статей 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток) и 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенций основных свобод и прав человека.

«Судебная защита от действий ФСБ продолжает оставаться неэффективной. Суд не в состоянии противостоять спецслужбе даже в том случае, если очевидно, что их решения произвольны и нарушают права человека. Генеральная прокуратура не решилась выдать Холова, а ФСБ руками МВД пытается это сделать», — заключила Соколова.

https://news.tajinfo.org/2019/08/16/fsb-pytaetsya-deportirovat-grazhdani...