Тема:
Страна:
Право на свободу ассоциаций является одним из наиболее важных прав человека. Наряду со свободой мирных собраний оно является одним из основных прав, обеспечивающих людям возможность объединять свои усилия и работать на благо общества.
Именно посредством этого права осуществляются многие другие права граждан, такие, как гражданские, политические, культурные, трудовые, социальные и т.д.
Ассоциация, или же объединение граждан, означает любую группу физических и, или юридических лиц, собравшихся вместе для того, чтобы коллективно действовать и выражать, продвигать, осуществлять или защищать общие интересы в какой-то области общественной жизни.
К наиболее распространенным типам объединений относятся НПО, религиозные объединения, политические партии, профсоюзы и фонды.
Таким образом, право на свободу ассоциации является ключевым аспектом в возникновении и существовании эффективных демократических систем в государстве, поскольку они являются инструментом, позволяющим обеспечить диалог, плюрализм мнений, толерантность и либерализм там, где уважается мнение и убеждения меньшинства или несогласных.
К сожалению, это право, как и большинство других неотъемлемых прав человека в Таджикистане, нарушаются.
Создание и полноценное функционирование общественных объединений, основанных на плюрализме политических взглядов, сегодня в Таджиистане не только не возможно, но опасно для его учредителей и членов.
Зайд Саидов и его инициативная группа сообщили о намерении создать политическую партию «Новый Таджикистан» на центристских позициях.
Однако, спустя некоторое время Зайд Саидов был обвинен властями Таджикистана в совершении ряда преступлений, а впоследствии осужден на 29 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Так, за проведенный «Флэш-моб», посвященный к 100 дням с момента задержания Саидова З. Ш., были подвергнуты административному аресту сроком на 5 суток четверо сыновей, зять и заместитель Зайда Саидова по инициативной группе Касымов М. Х. Также была подвергнута административному штрафу член инициативной группы создаваемой партии Мавджуда Сохибназарова.
Решение Комитета ООН по делу Зайда Саидова отмечает, что правительство Таджикистана нарушило многочисленные нормы Международного Пакта о политических и гражданских правах и призывает официальный Душанбе освободить Саидова, отменить его приговор и предоставить ему адекватную компенсацию.
Требование Комитета ООН к правительству Таджикистана датируется 4 апреля 2018 года. Но никакого решения власти Таджикистана по этому поводу до сих пор не приняли.
Общественно-политическое движение «Группа 24» объявлено Верховным судом Республики Таджикистан экстремистским и его деятельность запрещена на территории Таджикистана.
Поводом для этого послужило, то что в своих выступлениях лидер «Группы 24» Умарали Кувватов подвергал жетской критике власти за социально-экономическое положение населения Таджикистана.
По версии властей Таджикистана в своих выступлениях Кувватов публично призывал население к массовым беспорядкам, к насильственному захвату государственной власти в Таджикистане и осуществлял призывы к организации экстремистской деятельности.
На самом деле он лишь однажды призвал выйти на мирный митинг в Душанбе тех, кто не согласен с политикой Рахмона. После безрезультатных попыток таджикских спецслужб добиться экстрадиции Умарали Кувватова, после попытки его отравления он был застрелен в Турции 5 марта 2015 года.
Партия исламского возрождения Таджикистана также была объявлена Верховным Судом террористической и экстремисткой организацией, ее деятельность была запрещена в Таджикистане в 2015 году еще до суда над членами ее руководства.
Данное решение суда является единственным опубликованным документом относительно запрета деятельности общественных ассоциаций на сайтах судов страны.
Анализ этого документа ясно показывает, по какому принципу, по каким обвинения и как осуществляется запрет деятельности оппозиционных общественных организаций. Ввиду того, что решение Верховного Суда от 29.09.2015 года принято с многочисленными нарушениями норм закона, Human Rights Vision Foundation ставит под сомнение его законность.
В ходе данного гражданского процесса были нарушены права ПИВТ как ассоциации граждан на судебную защиту (ст.4 ГПК РТ); на право осуществления правосудия согласно установленным гражданским судебно-процессуальным законодательством (ст.6 ГПК РТ); на равенство перед законом и судом (ст.7 ГПК РТ); на гласность судебного разбирательства (ст.11 ГПК РТ); на состязательность и равенство сторон в суде (ст.13 ГПК РТ).
Судья, рассматривавший это дело всего лишь в ходе одного рабочего дня посчитал законченными все требования по подготовке дела к судебному разбирательству, что весьма сомнительно.
Представителям партии не было дано возможности ознакомиться с заявлением прокуратуры, возможности подачи возражений и представления доказательств в свою пользу.
Суд проходил без участия представителей ПИВТ. Право на судебную защиту было нарушено.
Суд принимал как доказанные такие факты, как причастность членов ПИВТ, в особенности членов Президиума, к подготовке и осуществлению действий, произошедших в сентябре 2015 года, и квалифицированных властями как попытка государственного переворота.
Следует отметить, что члены Президиума ПИВТ к моменту подачи заявления в суд о признании их партии террористической и экстремисткой, содержались под стражей всего 9 дней.
Следовательно, обвинения им не было еще предъявлено; не было суда над ними; не была доказана их причастность к каким-либо преступлениям; не вступил в законную силу приговор суда.
Подобно этому гражданским судом были уже признаны как доказанные уголовные обвинения против Манонова Курбона — председателя партийной ячейки в городе Нурек, — а также случай с водружением неизвестными знамени ИГИЛ в Шаартузском районе.
Хотя по всем этим делам во время принятия решения о признании ПИВТ террористической организацией все еще проводились следственные действия, Верховный Суд Таджикистана в нарушении норм закона (ст.14 МПГПП) признал обвинения против партии доказанными и достаточными для принятия решения.
Верховный Суд Таджикистана, не имея в распоряжении экспертного заключения о наличии в публикациях в партийной газете «Наджот» призывов террористическо-экстремистского характера, в своем решении опирается на недоказанные и непроверенные обвинения. Таких непроверенных, недоказанных в судебном порядке «доказательств» очень много в деле.
Суд обосновывает своё решение о признании ПИВТ террористической и экстремисткой организацией по таким совершенно странным обвинениям, как неуплата налогов в 2013 году и принятие в ряды партии иностранного гражданина в 2010 году, а также — проведение намазов и принятие пищи в центральном офисе партии.
В ходе судебного процесса над ПИВТ не было допрошено ни одного свидетеля, не было назначено и проведено ни одной экспертизы. Процесс проходил без участия представителей ПИВТ.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что оппозиционные общественные организации, активно действующие в политическом поле Таджикистана, находятся в зоне риска, и есть большая вероятность запрета их деятельности и признания их организации экстремисткой.
Свидетельством этого является низкая политическая активность общественных организаций и партий в стране.
Human Rights Vision Foundation призывает власти Таджикистана придерживаться взятых на себя международных обязательств в соответствии со ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП); перестать оказывать давление на инакомыслящих; создать все необходимые условия для того, чтобы члены объединений имели возможность реализовывать свое право на свободу ассоциации, не опасаясь угроз, запугивания и насилия, в том числе преследований, казни, самовольных арестов или задержаний, пыток, клеветнических кампаний в СМИ, запретов на перемещение.
Незамедлительно освободить Зайда Саидова, признать не законными решения Верховного Суда о признании общественно-политического движения «Группа 24» экстремистским, а ПИВТ террористическо-экстремисткой организацией.
ОБСЕ необходимо разработать действенный механизм воздействия на страны-члены Организации для незамедлительного и полного выполнения рекомендуемых мер, направленных на улучшение ситуации с правами человека в пространстве ОБСЕ.
Джамшед Ёров
Менеджер проекта
Human Rights Vision Foundation
https://news.tajinfo.org/2018/09/18/human-rights-prizyvaet-vlasti-tadzhi...