Прокуратура сочла законными действия полиции при пресечении беспорядков в Махачкале 19 мая

Тема: 

Страна: 

Прокуратура Кировского района Махачкалы провела проверку законности действий сотрудников полиции у здания Кировского РОВД вечером 19 мая во время пикета родственников и знакомых задержанных после спецоперации по улице Юбилейной. Нарушений, как заявляет прокуратура, не выявлено.

Ранее "Кавказский узел" писал, что 18 мая силовики в Махачкале блокировали дом по улице Юбилейной, в котором находились подозреваемый в организации произошедшего 3 мая теракта Мансур Махмуд Нидаль и еще шесть человек. Утром 19 мая в блокированном доме завязался бойМахмуд Мансур Нидаль был убит после того, как, по официальной версии, бросил гранату в сторону спецназовцев. Сам же Мансур Махмуд Нидаль заявлял, что не причастен к теракту. В ходе спецоперации силовикам сдались Анжела Далгатова (жена Нидаля), Абдурахман Магомедов и Фатима Нурмагомедова (жена Магомедова).

В тот же день вечером к зданию Кировского РОВД пришли родственники и знакомые задержанных. Они протестовали против незаконных методов ведения следствия в отношении Абдурахмана Магомедова, задержанного при проведении спецоперации и позже, как утверждали они, избитого при допросе. Возле РОВД произошла потасовка с полицейскими, в ходе которой силовики стреляли в воздух, после чего прошли задержания. Восемь жителей Махачкалы получили от трех до пяти суток лишения свободы.

Прокуратурой Республики Дагестан была проведена проверка сведений о беспорядках, изложенных в публикациях "Кавказского узла".

Собравшиеся у РОВД не реагировали на требования сотрудников полиции прекратить противо­правные действия, установила прокуратура

Прокуратура установила, что 19 мая примерно в 19.00 у входа в отдел полиции по Кировскому району УМВД России по городу Махачкале собралось около ста человек, которые стали требовать освобождения дос­тавленного в отдел полиции Абдурахмана Магомедова. В связи с этим к отделу полиции были стянуты дополнительные силы ППСМ и ОМОН МВД по РД, которые стали вытеснять собравшихся лиц за тер­риторию, прилегающую к отделу полиции.

При этом установлено проверкой прокуратуры, собравшиеся люди выска­зывали угрозы применения насилия в отношении сотрудников полиции, а некоторые из них стали кидать в полицейских камни, в результате чего легкие телесные повреждения получили двое сотрудников - Гамзатов М.Ш. и Гаджиев М.Р.

Проверка прокуратуры также установила, что на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить противо­правные действия собравшиеся не реагировали и связи с этим, "а также с целью пресечения незаконных действий и устране­ния возникшей реальной опасности захвата административного здания отдела" полицейские с применением оружия (выстрелов в воздух) и специальных техниче­ских средств оттеснили пикетчиков на безопасное расстояние.

По факту причинения телесных повреждений сотрудникам отдела полиции 19 мая возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 318 УК РФ. При этом фактов фальсификации материалов уголовного дела прокуратурой района не выявлено.

Отметим, что, согласно данным Правозащитного центра "Мемориал", единственным требованием собравшихся у здания Кировского РОВД 19 мая было допустить адвоката к Абдурахману Магомедову, так как имелась информация, что его избивают в РОВД. Еще до столкновений у РОВД член совета ПЦ "Мемориал", председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина обратилась к прокурору Дагестана с просьбой обеспечить доступ адвоката к арестованному, но это не возымело действия, и "неисполнение норм закона спровоцировало дальнейшее печальное развитие событий", заявили в ПЦ "Мемориал".

По данным правозащитников, в течение дня к РОВД подходили новые люди, толпа увеличивалась, напряжение росло, полицейские по-прежнему отказывались исполнять нормы закона. В частности, был задержан находившийся у здания РОВД в качестве наблюдателя сотрудник ПЦ "Мемориал" Сиражутдин Дациев, который был освобожден только после звонков из Москвы от руководителей центра.

Между тем, согласно журналу доставленных отдела полиции по Кировскому району УМВД России по Махачкале, Дациев в тот день доставленным в отдел поли­ции не значится, и с заявлением о незаконном задержании этот человек в правоохра­нительные органы Кировского района Махачкалы не обращался, отмечает прокуратура.

Адвокат Увайсов не был допущен к Магомедову, так как последний не настаивал на присутствии адвоката, отмечает прокуратура

Прокуратура также не нашла подтверждений тому, что Абдурахман Магомедов подвергся насилию в отделе полиции, и что к нему не было допущен адвокат Увайсов.

О том, что Зиявутдин Увайсов не мог увидеться со своим подзащитным, заявил корреспонденту "Кавказского узла" сам адвокат. Он также сообщил, что заявление о том, что его не допускают к Магомедову, уже подано в прокуратуру.

Проверкой, как сообщает прокуратура, установлено, что 19 мая с 14.00 до 17.00 Магомедов был допрошен в качестве свидетеля в здании отдела полиции по Кировскому району УМВД России по г. Махачкале. С 17.30 до 17.45 у него были получены образцы смывов с ли­ца и рук, а с 18.00 до 18.15 была произведена выемка его одежды.

Согласно справке следователя, в момент производства следственных дейст­вий со свидетелем в его кабинет вошел адвокат Увайсов и утверждал, что в отношении Магомедова в данном отделе полиции применяются пытки, и он подвержен жестокому избиению. После этого адвокат, переговорив со своим подзащитным, проверив его на телесные повреждения, сказал Магомедову, чтобы не давал каких-либо показаний и не подписывал какие-либо документы.

В последующем Увайсов задал вопрос следователю, почему его не допускают к участию в следственных действиях в интересах Магомедова, на что ему был дан ответ, что необходимости присутствия адвоката в на­стоящее время не имеется. Причиной этого было названо то, что Магомедов не задержан и статус подоз­реваемого не приобрел, также желание присутствия адвоката при его допросе в качестве сви­детеля не изъявлял. После чего Увайсовым был представлен ордер №1-16 от 18.05.2012 на защиту прав Магомедова, а сам адвокат покинул здание полиции.

После того, как адвокат Увайсов вышел за пределы отдела полиции, собравшиеся перед зданием полиции с применени­ем силы стали врываться на охраняемую территорию отдела полиции, утверждает прокуратура, причем все это сопровождалось угрозами расправы в адрес полицейских и закидыва­нием их камнями и кусками асфальта, в результате чего несколько со­трудников полиции получили различные телесные повреждения.

19 мая в 20.00 Магомедов был задержан в порядке статьи 91 УПК РФ, и в соответствии с требованиями закона для проведения следственных действий с его участием полицейские пытались безуспешно дозвониться Увайсову по мобильному телефон, указанному в представленном им ордере, сообщает прокуратура. Лишь 20 мая в 16.00 следователи через родственников Магомедова установили номер мобильного телефона адвоката Увайсова, однако вновь не смогли дозвониться до него, так как он не отвечал на звонки.

В этот же день в 18.55 следователь прибыл в ИВС при УВД по г. Махачкале для проведения следственных действий с подозреваемым Магомедовым, который при допросе от дачи пока­заний и подписания протокола допроса отказался, сославшись на то, что до обеда приходил его адвокат и сказал ему ничего не подписывать и не давать каких-либо показаний.

21 мая в 16.30 подозреваемый Магомедов освиде­тельствован судебно-медицинским экспертом Магомедовым Р.Г. При этом какие-либо телесные повреждения на теле Абдурахмана Магомедова не обнаружены, сообщает прокуратура.

Ведомство подтверждает получение письменного заявления Увайсова об избиении Магомедова и отмечает, что ему в момент обращения разъяснено о необходимости обращения с этим заявлением об избиении по подследственности в СО по Кировскому району г. Махачкалы СУ СК РФ по РД, а в первый рабочий день оставленное письменное заявление адвоката (21 мая) направлено для проверки в ходе рас­следования уголовного дела по факту оказания посягательства на сотрудников правоохранительных органов 19 мая на ул. Юбилейной в Махачкале.

Обращение Светланы Ганнушкиной о незаконных действиях работников отдела полиции МВД России по Ки­ровскому району Махачкалы в отношении Магомедова, его избиении и отказа в допуске адвоката, поступило факсимильной связью в прокуратуру Рес­публики Дагестан 19 мая в 19.54 и в соответствии с требованиями законодательства направлено в уполномоченный орган расследо­вания – СО по Кировскому району г. Махачкалы СУ СК РФ по РД, а в осталь­ной части для проверки направлено прокурору Кировского района г. Махачкалы, говорится в сообщении на сайте прокуратуры РФ.

Прокуратура: заявлений об избиении задержанных пикетчиков и журналистки жен­щинами в хиджабах не было

Как отмечает прокуратура, сотрудниками полиции 19 мая в РОВД Кировского района Махачкалы были доставлены Ичалов М.М., Абдуразаков Ш.Г., Салихов З.М., Мирзабеков С.Э., Магомедов А.К., Вагабов А.Б., Рамазанов М.А., Магомедов Х.Г., Гаппаров Ш.З., Алхасов А.Г., на них были составлены протоколы об административном правонарушении, преду­смотренном частью 2 статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

На следующий день постановлениями мирового судьи они были признаны виновными в совершении этого правонарушения и получили наказание в виде администра­тивного ареста от двух до пяти суток. Причем сведений об избиении этих людей, как отмечает прокуратура, не имеется, а, согласно допросам их в качестве свидетелей по уголовному делу о при­чинении сотрудникам полиции телесных повреждений, в отношении них сотруд­никами полиции физическая сила не применялась.

Также прокуратура заявляет, что сообщение о преступлении - заявление журналистки о её избиении жен­щинами в хиджабах в правоохранительные органы Кировского района Махач­калы не поступало и не зарегистрировано.

Отметим, что ранее сообщалось, что в ходе беспорядков у здания РОВД женщинами в хиджабах была избита журналистка, имя которой не называлось. Дациев оказывал ей первую помощь и сообщил об инциденте московским коллегам, однако журналистка попросила не сообщать в СМИ о факте нападения. Факт был предан огласке 20 мая на проходящем в Махачкале съезде НПО "Кавказский форум". Как заявили сотрудники ПЦ "Мемориал" в связи с этим, правозащитники должны уважать права потерпевших и, что случаи незаконного насилия не всегда могут быть преданы огласке.

Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/208083/