Правозащитники опубликовали доклад о ситуации со свободами в Казахстане, Таджикистане и Туркменистане

Тема: 

Страна: 

Четыре правозащитных неправительственных организации: Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), общественный фонд «Нота Бене» (Таджикистан), Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ, находящаяся в изгнании в Австрии), а также Международное партнерство по правам человека (МППЧ, Бельгия) – опубликовали совместный отчет, в котором оценивается состояние свободы слова и СМИ, свободы объединений и собраний, а также доступа к правосудию, недопущения дискриминации и защиты уязвимых групп в Казахстане, Таджикистане и Туркменистане. Отчет основан на результатах мониторинга, проведенного в этих странах с мая по август 2015 года, и подготовлен в рамках проекта «Транснациональная коалиция гражданского общества в поддержку фундаментальных прав в Центральной Азии».
Хотя доклад подробно описывает новости последних четырех месяцев, изменения в правозащитной сфере происходят довольно быстро, и некоторые позиции отчета уже требуют уточнений. «Фергана» в скобках отметит некоторые вещи, которые не прозвучали в отчете.

В отчете отмечается, что в то время, как власти региона наращивают усилия по обеспечению стабильности, единства и общих «моральных» ценностей, у правозащитников усиливается беспокойство по поводу ограничений деятельности СМИ, политической оппозиции и гражданского общества, а также по поводу нарушений прав меньшинств и других уязвимых групп.
Так, в Казахстане, вслед за закрытием нескольких оппозиционных и независимых СМИ, под угрозой закрытия находится онлайн-портал Nakanune.kz, который суд обязал выплатить около 75 000 евро в возмещение морального вреда по иску о клевете. Речь идет о компенсации «Казкоммерцбанку» - крупнейшему частному банку Казахстана, которая должна быть выплачена после публикации статьи, опубликованной в октябре 2014 года. Статья ссылалась на утверждения, сделанные в полученном редакторами портала письме, в котором содержались сведения о коррупции в строительных проектах, одобренных властями Алматы, а также о возможной роли «Казкоммерцбанка» в преступных схемах. Сайт Nakanune.kz был создан журналистами оппозиционного онлайн-портала «Республика» и одноименной газеты, которые были запрещены как «экстремистские» в конце 2012 года.
В отчете говорится о нечетких определениях состава преступления в новом Уголовном кодексе Казахстана, который вступил в силу в январе 2015 года. Например, ст.174 («возбуждение социальной, национальной или иной розни») и ст.274 («распространения заведомо ложной информации»). Правозащитников беспокоит количество дел, возбужденных по этим двум статьям, которые используются для ограничения свободы слова. Так, в отношении Мурата Телибекова, главы Союза мусульман Казахстана и председателя Мусульманского комитета по правам человека, было возбуждено уголовное дело по статье «Разжигание межнациональной розни» в связи с книгой, которую тот пытался опубликовать более 20 лет назад. Обвинения основывались на жалобе, поданной группой публичных деятелей, которые заявили, что более 20 лет назад Телибеков попытался опубликовать книгу, которая имела целью «оскорбление национальной чести и достоинства граждан». Книга так и не была опубликована: готовый тираж был уничтожен в типографии якобы по техническим причинам. Позднее состоялся суд, который признал неправомерность действий типографии, и М.Телибекову была выплачена компенсация. С тех пор попытки переиздать книгу не предпринимались.
Сам М.Телибеков полагает, что уголовное дело против него могло иметь отношение к его попыткам участвовать в качестве независимого кандидата в президентских выборах в апреле 2015 года. Однако он не смог зарегистрироваться, поскольку не сдал экзамен на знание казахского языка.
Правозащитники отмечают новые случаи применения ограничительного законодательства по проведению собраний. Сотни профсоюзов находятся под угрозой закрытия в связи с тем, что они не прошли перерегистрацию до истечения в июле 2015 года годичного срока, установленного новым законом «О профессиональных союзах». Оппозиционная Коммунистическая партия была закрыта по решению суда в начале августа 2015 года.
Продолжает вызывать беспокойство обращение с заключенными, осужденными в результате несправедливых судебных разбирательств по политически мотивированным обвинениям; в их числе оппозиционный лидер Владимир Козлов, правозащитник Вадим Курамшин и поэт и диссидент Арон Атабек.
Сообщается о новых случаях принудительного выселения малоимущих граждан и семей, не способных обслуживать ипотечные кредиты и не имеющих иных видов жилья.
В Таджикистане ситуация со свободой прессы остается, по мнению правозащитников, проблематичной. Согласно распоряжению президента, вся информация об официальных мероприятиях будет передаваться только через государственное информационное агентство «Хабар», что ограничивает доступ других СМИ к данной информации. За период с мая по август были и новые случаи блокировки веб-сайтов, доступа к новостным сайтам и социальным сетям. Поводом для блокировки веб-сайтов стало появившееся в Интернете в мае 2015 года видеообращение бывшего высокопоставленного сотрудника полиции, который объявил о своем присоединении к Исламскому Государству (еще раз блокировали доступ к веб-сайтам и услугу смс-оповещений во время сентябрьской спецоперации против группировки бывшего замминистра обороны Абдухалима Назарзода в Ромитском ущелье. – прим. «Ферганы»).
Согласно новым поправкам к Закону, подписанным президентом в августе 2015 года, общественные объединения обязаны уведомлять государственные органы обо всех средствах, полученных из-за рубежа.
Неправительственные организации, в том числе правозащитные НПО, подверглись серии проверок со стороны властей, без официального объяснения причины проведения проверок и принципа выбора НПО для проверок. Существуют опасения, что целью проверок может являться стремление запугать и заставить замолчать известные своей критикой власти организации. Также вызывает серьезное беспокойство иск, выдвинутый Налоговым комитетом против организации «Нота Бене» c требованием ее ликвидации за якобы использование пробелов в законодательстве во время регистрации в 2009 году. «Нота Бене» оспаривает иск в суде.
Оппозиционная «Партия исламского возрождения Таджикистана», потерявшая в ходе мартовских выборов 2015 года свое представительство в парламенте, продолжает сталкиваться с преследованиями. В конце августа 2015 года Министерство юстиции вынесло предупреждение, согласно которому деятельность партии считается «незаконной» и ей грозит закрытие. Выражаются опасения, что оппозиционные активисты, задержанные за рубежом по запросам на их экстрадицию, выданным таджикскими властями, могут в Таджикистане быть подвержены пыткам и жестокому обращению (Преследования ПИВТ в стране серьезно усилились после вооруженного мятежа бывшего замминистра обороны Назарзода. Утром 17 сентября все руководство Партии исламского возрождения было задержано. – Прим. «Ферганы»).
Комиссия США по международным религиозным свободам в своем ежегодном отчете за 2015 год отнесла Таджикистан к 17 странам, «вызывающим особое беспокойство». В продолжение предыдущих сообщений о рейдах сотрудников правоохранительных органов, проверяющих продавцов «нежелательной» мусульманской одежды, и о случаях принудительного бритья бород мусульманским мужчинам появились сообщения о продаже фиктивных лицензий на ношение хиджаба или бороды. По данному факту было возбуждено уголовное дело.
В Туркменистане развивается культ личности президента. В Ашхабаде установлена новая золотая статуя Гурбангулы Бердымухамедова. 5 августа 2015 года три человека погибли после того, как в ожидании приезда президента на церемонию открытия стадиона, вынуждены были простоять на улице около 7 часов. Все это время у людей не было доступа ни к воде, ни к еде. «Встречающие» и «приветствующие» также не могли пользоваться туалетами.
В рейтинге свободы прессы Freedom House за 2015 года Туркменистан опять получил одно из самых последних мест. Несколько недавних случаев иллюстрируют продолжающееся преследование лиц, которых правительство считает «неблагонадежными». Корреспондент Радио Свобода Османкулы Халлыев подал в отставку, ссылаясь на беспрецедентное давление со стороны властей. Сапармамед Непескулиев, работающий в этом же новостном агентстве, пропал без вести в июле. Позже выяснилось, что он задержан по обвинению в хранении наркотических средств и недавно сообщалось, что он был приговорен к трем годам лишения свободы. В отчете говорится, что коневоду Гельды Кяризову, а также членам его семьи не позволили выехать из страны (14 сентября власти Туркмении неожиданно разрешили Гельды Кяризову выехать в Москву к жене. В Ашхабаде в «заложниках» остались его 14-летняя дочь и сестра жены, которым запрещен выезд из страны. – Прим. «Ферганы»).
1 июля 2015 года вступил в силу первый Закон о собраниях, который вводит ряд усложняющих ограничений на осуществление права на собрания.
Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) сообщает о новых фактах использования властью произвольных мер, введение которых нарушают права и свободы граждан. Это такие меры как: насильственное устранение частных спутниковых антенн и кондиционеров во имя содействия «благоустройству города»; посещения школ и других государственных учреждений для обеспечения соблюдения «нравственных стандартов»; требования к практикующим врачам, имеющим иностранные дипломы, увольняться с работы и возвращаться на учебу, несмотря на отсутствие квалифицированных специалистов для их замены. Высказывались новые опасения по поводу того, что снос домов в Ашхабаде и за его пределами производится без обеспечения прав жителей, пострадавших от данных мер, включая оперативное обеспечение их адекватным и альтернативным жильем.
По данным ТИПЧ, с февраля этого года, в рамках антитеррористической кампании, проводимой правительством, было задержано несколько сот человек. Выражаются опасения, что люди попали под подозрение и были задержаны только за связь с так называемыми нетрадиционными исламскими группами, даже если последние никоим образом не одобряют насилие. Службы безопасности, ссылаясь на сложную ситуацию на южной границе Туркменистана, проводят «профилактические беседы» с лидерами этнических меньшинств белуджи, персов и афганцев, требуя информировать власти и сообщать имена членов общин, поддерживающих «тесные контакты» с людьми в Иране и Афганистане.

http://www.fergananews.com/news/23916