"Весна придет безвозвратно!" – что из СИЗО пишут политзаключенные-весновцы

Тема: 

Страна: 

Идет уже шестой месяц как председатель "Весны"Алесь Беляцкий, его заместитель Валентин Стефанович и юрист организации Владимир Лабкович содержатся за решеткой в СИЗО за свою правозащитную деятельность. На днях мы получили от них новые письма: Валентин рассказывает как боролся с пневмонией и грустными мыслями, Алесь вспоминает, как 30 лет назад с коллегами открывал музей Максима Богдановича и напоминает о возможности прислать всем политзаключенным рождественские бандерольки, а Владимир благодарит всех за присланные ему за решетку стихи. Мы делимся цитатами из писем наших коллег.

"Что-то изменилось, а что-то осталось тем самым", – Алесь Беляцкий

"Сейчас зима, погода немного угнетает в наших широтах, поэтому нужно позаботиться о своем здоровье и настроении, искать хоть какие-то источники для оптимизма и природной красоты. Но сколько той зимы, как у нас говорят, "12 бань", что значит сходить 12 раз в душ – и все. Внутренне я уже готовлюсь к Новому году. Начнутся предрождественские концерты, шоу, новогодние передачи по телевизору. Я заказал в лавке [тюремном магазине] вафельный корж, сгущенное молоко, масло, а горсть грецких орехов и клюквы в сахаре у меня и так есть. Так что, на Новый год буду делать торт. Клюкву, кстати, мне бандеролькой переслала моя знакомая. Положила туда немного клюквы, шоколадку и зеленый чай. И я с приятностью получил это известие от нее.

Я продолжаю читать стихи Рыгора Бородулина (второй том из пятитомника). Читаю по несколько стихотворений, ведь они у него сложные, образные, много загадок, языковой игры. Одним словом, он писал себе в охоту, а читателям – на удовольствие.

Вот только как отпраздновали 130-ю годовщину с рождения Максима Богдановича. Я весь ноябрь-декабрь вспоминал, как 30 лет назад мы открывали музей Максима Богдановича на Троицком предместье. Два года перед открытием я и мои коллеги по музею работали без передышки. И какое удовольствие и радость были, когда музей открыл двери для посетителей. Был небольшой сюжетик по БТ о музее – приятно было смотреть. Как говорят, "было время, была эпоха". 30 лет – какие-то невероятные цифры. Вот так жизнь и истекает.

А сейчас смотрю с увлечением биатлон. Соло и Алимбекова делают среди девушек погоду. И ребят наконец появился Смольский, так что и мужской биатлон тоже стал интересным. Я вспоминаю, как 10 лет назад смотрел гонки с участием Домрачевой, и тогда начал болеть и интересоваться биатлоном. Что-то изменилось с тех пор, а что-то осталось тем самым”.

Блог Алеся Беляцкого. МУЗЕЙ. Слово "Музэй" было написано через "э": это был первый шаг неофитов в атмосферу нового белорусского Возрождения

Правозащитник и литературовед Алесь Беляцкий, который с 14 июля находится в заключении по политически мотивированному уголовному делу против "Весны", пишет воспоминания о музее Максима Богдановича, где он работал директором с 1989 года по июль 1998-го.

Председатель Правозащитного центра "Весна" также напоминает о возможности прислать политзаключенным на праздники в СИЗО бандерольку с приятностями. Это хороший способ поддержать их сейчас.

"Буду здесь зимовать и ждать весны", – Валентин Стефанович

Валентин Стефанович

"Спасибо большое за твои трогательные открыточки, особенно, за дубок из Глуска. Я так рад, что успел перед арестом съездить в Глуск вместе с сестрой и отцом, посетить кладбище деда и бабушки. Очень уж мой дед меня беспокоил, приходил во снах и что-то хотел мне сказать, о чем-то предупредить. Теперь я понимаю о чем, а тогда я подумал, что просто его могилку давно не посещали и надо съездить.

Я все еще в больнице [по состоянию на 16 декабря] на лечении, хотя состояние мое уже хорошее, восстанавливаюсь по-тихому. Вероятно, что в конце этой недели уже и выпишут.

Болеть здесь, конечно, лучше не надо. Я уже третью неделю здесь лежу, а перед этим – в самый тяжелый период болезни болел в камере. Думал, что подстыл и скоро все пройдет. Но становилось все хуже и хуже, я уже чуть сознание не терял.Тогда написал заявление на медчасть и меня госпитализировали с пневмонией. Был момент, когда я уже подумал, что я уже не выйду отсюда. Такая тоска меня взяла, особенно думал про деток, как же они без папаши будут. И тогда я начал гнать это отчаяние и говорил себе: "Нет, ты вырвешься, ты нужен своей семье, своим родителям, деткам, не имеешь права". Вот такие мысли в голове были у меня. Сейчас уже все хорошо, болезнь отошла. Я набрался сил и буду здесь зимовать и ждать весны".

"Вообще хорошо, что я вовремя обратился за медицинской помощью, так как неизвестно, выдержал бы мой организм еще неделю. Сейчас, когда самое тяжелое уже прошло, я в хорошем и оптимистичном настроении, в ожидании весны".

“Когда на прошлой неделе меня повели на повторный снимок и вывели на улицу , я с удивлением увидел, что началась зима и выпал снег. Очень странные ощущения, ведь в моей голове все еще лето, последние дни свободы. Теперь вот после пяти месяцев в тюрьме я с удивлением осознал, что пришла зима. И это хорошо, это означает, что время бежит, время не стоит на месте и через следующие пять месяцев наступит весна, май месяц. И я с удивлением увижу молодую листву и травку. Весна придет безвозвратно!”

"Самое дорогое, что у нас есть – жизнь и свобода, свобода в жизни и жизнь в свободе. Это ценность, которую особенно чувствуешь, когда теряешь эту свободу. Да, ты живешь и живой, но без свободы вся жизнь неполноценна. Цените то, что имеете. В общем, конечно же, все будет хорошо!"

"Тем временем, скоро уже Рождество и Новый год. Немного грустно их здесь отмечать. Вы, друзья, попробуйте же добра отметить, в теплой и приятной атмосфере, насколько это возможно".

Правозащитник-весновец Валентин Стефанович из-за решетки: "Вот и теперь мы рядом с людьми — в тюрьме"

Свое письмо на волю правозащитник написал 11 декабря — на следующий день после Международного дня прав человека. В нем Валентин поздравил коллег с праздником и высказался о нынешней общественно-политической ситуации в Беларуси.

"Вам нужно идти вперед", – Владимир Лабкович

Правозащитник Владимир Лабкович. Фото Радио Свобода
Правозащитник Владимир Лабкович. Фото Радио Свобода
"Сегодня пять месяцев ровно, как я в темнице. Печально, конечно, особенно от понимания, что впереди бесконечность здесь. Я бы тоже хотел увидеть надежду, но тут пока холодно, влажно и нет солнца. А вам нужно идти вперед. И только так!

Я тоже пользовался Spotify. Помню свой обзор за 2020 год. Первое место занимала песня Кино "Перемен", что и понятно. А второе место — The Rolling Stones — Paint It, Black.

Теперь я читаю сборник стихов Алякснра Галича. Такой поэт близок к диссидентам. У него есть очень пронзительный стих "Петербургский романс"".

"Самое ужасное здесь за решеткой — это приоткрыться и понять, что только два часа ночи. И тогда мысли просто вторгаются в голову и рвут в клочки. Трудно это очень".

"Вся ваша работа не зря. Вы шагайте дальше вперед".

Также Владимир рассказал, что ему присылают трогательные стихи белорусских поэтов современников и классиков. Недавно он получил стихи Алеся Дудара и Андрея Хадановича. Кроме этого, весновца продолжают беспокоить постоянные боли в голове.

Семь правозащитников-весновцев отметят за решеткой День прав человека

Рассказываем в хронологии преследования о тех, кого власти спрятали за решетку за то, что защищали права человека в Беларуси, помогали людям и открыто заявляли о бесправии в стране со стороны белорусского режима.

Присылайте открытые письма солидарности и поддержки нам на почту freeviasna@gmail.com или в телеграм @spring96info, и мы передадим их весновцам, а некоторые опубликуем на сайте и в соцсетях. Все подробности по "делу Весны" можно найти на специальном сайте freeviasna.org.

https://spring96.org/ru/news/106220